Самые распространенные первичные механизмы остановки кровообращения - желудочковая тахикардия и фибрилляция желудочков. В остальных случаях на ЭКГ выявляются брадиаритмии, в том числе электромеханическая диссоциация, и асистолия. Для устранения и лечения данных нарушений ритма и связанного с ними состояния клинической смерти используется комплекс лечебных мероприятий, обозначаемых термином "сердечно-легочная реанимация". Клиническая смерть - это состояние, при котором происходит полная остановка кровообращения и дыхания.
Она же и является главным и единственным показанием к реанимации. Изолированная остановка дыхания также требует проведения реанимационного мероприятия (искусственной вентиляции легких), но без остановки сердечной деятельности к клинической смерти не относится. К основным признакам клинической смерти относятся: 1) цианоз; кожные покровы и губы имеют пепельно-серый цвет, если перед остановкой сердца не было дыхательной недостаточности, или серо-синий цвет, если остановке сердца предшествовала гипоксия; 2) широкие зрачки, не реагирующие на свет; 3) остановка кровообращения; пульс на периферических и центральных артериях не определяется или очень редкий, АД не определяется, аускультативно тоны сердца отсутствуют (недостоверный признак); 4) полная потеря сознания, атония, арефлексия; стоявший или сидевший раннее пациент падает; нижняя челюсть западает, рот приоткрыт, глаза закрыты или открыты; иногда перед полной потерей сознания наблюдается судорожный синдром. Основное условие успеха СЛР в экстренной ситуации, которой является клиническая смерть, - немедленное начало, поэтому методикой основных и специализированных реанимационных мероприятий должен владеть каждый врач. Поскольку остановка кровообращения в большинстве случаев вызвана желудочковыми аритмиями, второе условие успеха - это наличие дефибриллятора. Для практической реализации технологии реанимации в педиатрии, на основании анализа анатомических и физиологических параметров, детьми принято считать пациентов в возрасте до восьми лет включительно. При этом, исходя из практических целей, выделяют младенцев (детей в возрасте до одного года) и непосредственно детей (от года до 8 лет). У лиц более старшего возраста методика реанимации идентична методике для взрослых. Реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, у ребенка остановка сердца - финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца у детей наблюдается редко. В большинстве случаев она возникает вне стационара. Самыми распространенными кардиальными причинами остановки кровообращения, как указывалось раннее, являются ЖТ и ФЖ, а также брадиаритмии (ЭМД) и асистолия. Хотя СЛР при отдельных состояниях имеет свои особенности, последовательность основных действий (выявление остановки кровообращения, вызов реанимационной бригады, основные реанимационные мероприятия, специализированные реанимационные мероприятия) во всех случаях одинакова и ее выполнение должно быть доведено до автоматизма. Основой алгоритма действия при СЛР стала "Азбука реанимационных мероприятий" Питера Сафара, которую условно можно разделить на 3 стадии и 9 этапов: I СТАДИЯ. Элементарное поддержание жизни может осуществляться медицинскими работниками или любым человеком на догоспитальном и госпитальном этапах (при наличии оборудования и без него).
A (airway control) - восстановление и контроль проходимости верхних дыхательных путей; B (breathing) - искусственная вентиляция легких (ИВЛ); C (circulation) - поддержание адекватного кровообращения - закрытый массаж сердца. Первая стадия реанимационных мероприятий проводится в строгой последовательности, независимо от причин, вызвавших клиническую смерть. Основные реанимационные мероприятия - это обеспечение проходимости дыхательных путей, ИВЛ и непрямой массаж сердца.
Обнаружив больного без сознания, необходимо выполнить следующие действия. 1. Диагностика остановки сердечной деятельности (бледные или цианотичные кожные покровы, расширение зрачков с отсутствием реакции на свет, отсутствие пульсации на сонных артериях) или дыхания.
2. Тактильная стимуляция дыхания (постукивание, пощипывание). 3.
Не прекращая мероприятий по сердечно-легочной реанимации, вызвать специализированную реанимационную бригаду. 4. Положить ребенка на ровную твердую поверхность.
Если ребенок лежит на животе, его нужно осторожно повернуть на спину, не смещая голову, шею и туловище друг относительно друга. 5. Восстановить проходимость дыхательных путей.
Открыть рот и запрокинуть голову, одновременно выдвинув вперед нижнюю челюсть, удалить инородные тела. 6. Определить наличие самостоятельного дыхания (оно нередко возобновляется после восстановления проходимости дыхательных путей).
7. Если дыхание отсутствует - начать ИВЛ. ИВЛ осуществляется различными методами, но только после восстановления проходимости дыхательных путей, если больной не дышит самостоятельно или его внешнее дыхание неадекватно: - ИВЛ у новорожденных и детей в возрасте до 1 года проводится методом "изо рта в рот и нос" (рис.
2); - ИВЛ у детей в возрасте старше 1 года проводится методом "изо рта в рот" (рис. 3). Эти методы основаны на вдувании воздуха из легких реаниматора в легкие больного.
При этом у новорожденных и детей до 1 года, перед каждым вдохом реанимирующий делает несколько не-
Последовательность мероприятий во второй стадии может варьировать в зависимости от причины, вызвавшей остановку кровообращения. III СТАДИЯ. Длительное поддержание жизни осуществляется в специализированных отделениях интенсивной терапии и реанимации (ОИТР): G (gauging) - мероприятия, направленные на выяснение причины развития терминального состояния, определение прогноза; H (human mentation) - мероприятия, направленные на восстановление функции мозга (церебральная реанимация); I (intensive care) - интенсивная терапия (ИТ), направленная на восстановление нормальных значений параметров гомеостаза, функций организма, лечение осложнений.
Оставить отзыв
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.