DOTS — это рекомендованная в международном масштабе стратегия, направленная на обеспечение излечения туберкулеза . Она базируется на пяти ключевых принципах (табл. 56), обычных для стратегии борьбы с болезнями, обеспечивающих раннюю диагностику, лечение источников инфекции, а также препятствующих распространению туберкулеза.
Лечение больных, являющихся источниками инфекции, в качестве стратегии предупреждения распространения инфекции и борьбы с туберкулезом было выдвинуто на первый план Крофтоном (Crofton) в начале 1960-х годов . Это было почти через 20 лет после открытия первого эффективного противотуберкулезного препарата и через 10 лет после контролируемых рандомизированных исследований, показавших, что комбинированные схемы химиотерапии способны излечить больных и предотвратить развитие лекарственной устойчивости .
Пакет мероприятий, получивший в конечном счете известность как стратегия DOTS, был впервые сформулирован в национальных программах борьбы с туберкулезом, поддерживаемых IUATLD под руководством д-ра Карела Стиб-ло. Технические и организационные принципы эффективной борьбы с туберкулезом Стибло разрабатывал сначала в Объединенной Республике Танзании, а затем в нескольких странах Африки и Латинской Америки на основе окружных руководящих структур. В распоряжении округов имелись персонал и ресурсы, достаточные для организации диагностики и лечения, для поддержания поставок и мониторинга выполнения программы в округе с населением 100 000—150 000 человек. Стибло показал, что краткосрочное лечение является обязательным для достижения адекватных результатов лечения на программной основе, он подтвердил также необходимость химиотерапии под непосредственным наблюдением и разработал принципы регистрации информации, отчетности и лекарственного обеспечения, ставших интегральными компонентами DOTS.
ВОЗ начала продвигать эту стратегию в 1991 г. , А в 1994 г. разработаны Основные положения эффективной борьбы с туберкулезом , В которых четко изложены основные положения, ставшие в последующем известными как стратегия DOTS. Эти основные положения были пересмотрены и расширены в 2002 г. [ 7].
Термин «терапия под непосредственным наблюдением» (DOTS) использовался уже за несколько лет до этого, но в 1995 г. он был модифицирован ВОЗ
МОНИТОРИНГ
Таблица 56
Принципы и компоненты стратегии DOTS3
Ключевой принцип |
Компонент DOTS |
Организованное |
Правительственная поддержка в обеспечении |
Продолжительное |
Всеобъемлющей продолжительной деятельности по |
Вмешательство |
Борьбе с туберкулезом |
Точная и ранняя |
Выявление больных методом микроскопии мазков |
Идентификация источника |
Мокроты среди пациентов, обратившихся за |
Инфекции |
Медицинской помощью по поводу характерных |
Симптомов |
|
Эффективное и приемлемое |
Стандартизованная краткосрочная химиотерапия |
Для пациента лечение |
С использованием 6-8-месячных схем, по меньшей |
Мере у всех больных с положительными результатами |
|
Бактериоскопии мазков мокротыЭффективное |
|
Лечение больных, включая непосредственное |
|
Наблюдение за приемом препаратов в интенсивной |
|
Фазе химиотерапии у всех вновь выявленных больных |
|
ТБ с положительными результатами бактериоскопии |
|
Мазков мокроты: в фазе продолжения лечения — |
|
У всех больных, получающих рифампицин, и у всех |
|
При повторном лечении |
|
Эффективное управление |
Регулярное бесперебойное обеспечение всеми |
Лекарственной терапией |
Необходимыми противотуберкулезными препаратами |
Мониторинг окончательного |
Стандартизованная система регистрации |
Результата |
И отчетности, позволяющая оценивать выявление |
Больных и результаты химиотерапии каждого |
|
Больного, а также выполнение программы борьбы |
|
С туберкулезом в целом |
|
А Источник: пункт 2 В списке литературы. |
Как «краткосрочная химиотерапия под непосредственным наблюдением» и использован для обозначения всеобъемлющей стратегии борьбы с туберкулезом . Несмотря на то что термин «DOTS» подчеркивает компонент непосредственного наблюдения, все его аспекты являются обязательными, а само это понятие стало не акронимом, а «маркой» стратегии борьбы с туберкулезом, рекомендованной ВОЗ.
Правительственная поддержка является обязательным компонентом стратегии DOTS. ВОЗ подчеркивает необходимость поддержки и социальной мобилизации как средств выполнения правительственных обязательств. Чтобы программа действовала, требуются достаточные средства и административная поддержка для найма персонала, приобретения необходимого оборудования (препараты, микроскопы, реагенты, печатные материалы и др.).
Рациональность постановки диагноза преимущественно на основании микроскопии мокроты у больных в лечебных учреждениях была детально рассмотрена в первом разделе данной книги.
Непосредственное наблюдение за лечением означает, что «опытный сотрудник наблюдает за тем, как больной проглатывает таблетки». Это обязательное и фундаментальное положение стратегии DOTS позволяет быть уверенным в проведении химиотерапии . Первоначальные документы ВОЗ указывали на необходимость непосредственного наблюдения, проводимого медицинскими работниками . В последующем накопленный опыт выполнения программ DOTS во всем мире показал, что обученные непрофессионалы могут также эффективно проводить контроль химиотерапии. Такими контролирующими лицами стали добровольцы-общественники в Бангладеш , Лавочники в Южно-Африканской Республике , религиозные лидеры, непрофессиональные работники здравоохранения, а также их добровольные помощники из общин. Некоторые исследования последних лет иногда ставят под сомнение необходимость непосредственного наблюдения за приемом препаратов Или же предлагают сократить частоту подобного контроля до одного раза в неделю . Однако выгоды для пациента и службы здравоохранения, связанные с более редким контролем, могут быть нивелированы вероятностью развития лекарственной устойчивости из-за скрытого уклонения больного от приема препаратов. Эффективность назначенного лечения может обеспечить только опытный наблюдатель, доступный и приемлемый для пациента и в то же время подотчетный службе здравоохранения.
Необходимость бесперебойного снабжения противотуберкулезными препаратами не требует комментариев. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на качество лекарственных средств, особенно если они назначаются в комбинациях фиксированных доз (см. главу 40 «Каковы достоинства и недостатки комбинированных лекарственных (противотуберкулезных) препаратов с фиксированными дозами?»).
Система отчетности DOTS, позволяющая просто и ясно прослеживать динамику заболевания и выполнение программы, подробно описана в главе 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?». Эта система проста и легкодоступна для внутреннего контроля и согласования, она также может быть проконтролирована извне. С этой целью можно пересматривать слайды с мазками мокроты, проводить опрос медицинских работников и пациентов, проверять потребление лекарственных средств и сопутствующих материалов. Оперативные исследования, предназначенные для непрерывного анализа и улучшения программы, являются еще одним аспектом систематического мониторинга и оценки.
Модификация стратегии DOTS продолжается. Это касается, например, проблемы туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией и множественной лекарственной устойчивости. Подобные модификации, проводимые на базе основ -
|
Таблица 57 DOTS в странах с незначительной заболеваемостью туберкулезом3 |
Ной стратегии DOTS, получили известность как «DOTS плюс» . Дополнительные элементы стратегии, предложенные для стран с незначительной заболеваемостью туберкулезом, представлены в табл. 57. Они предусматривают активное выявление больных туберкулезом в отобранных группах повышенного риска, рутинное определение лекарственной чувствительности возбудителя и проведение химиотерапии при латентной туберкулезной инфекции.
Распространение системы DOTS
ВОЗ получает сведения о применении системы DOTS от национальных противотуберкулезных программ и публикует ежегодные глобальные отчеты, начиная с 1997 г. В 2003 г. была опубликована информация о выявлении заболеваний в 2001 г. и о результатах лечения пациентов, зарегистрированных в 2000 г. Семь опубликованных отчетов показали, что число стран, внедривших систему DOTS, возросло с 70 в 1995 г. до 155 в 2003 г. За период с 1995 по 2000 г. лечение по программам DOTS получили 7,1 млн больных.
Система DOTS стала доступной для 61% мирового населения уже в 2002 г., однако всего 32% больных с впервые выявленным туберкулезом с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты были включены в программу DOTS [ 15].
Препятствиями для быстрого распространения DOTS являются трудности финансового характера, проблемы человеческих ресурсов, неадекватная инфраструктура медицинской службы, недостаточное обеспечение высококачественными противотуберкулезными препаратами, а также пробелы в информированности населения об опасности туберкулеза . ВОЗ совместно с рядом наиболее заинтересованных стран разработал так называемый Глобальный план расширения стратегии DOTS, в котором очерчены необходимые мероприятия и ресурсы по расширению системы DOTS для достижения глобальных целей по борьбе с туберкулезом . Успешное осуществление этого плана потребует значительных финансовых и человеческих ресурсов. Точно так же потребуется разработка новой стратегии и вложение дополнительных средств для решения глобальных и региональных проблем борьбы с туберкулезом, в частности с туберкулезом у ВИЧ-инфицированных.
Оставить отзыв
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.