Проблемы и преимущества
Эффективная программа борьбы с туберкулезом нуждается в политической и административной поддержке на национальном и местном уровнях. Поэтому обеспечение такой поддержки является проблемной задачей противотуберкулезной программы. Подавляющее большинство больных туберкулезом находятся в экономически неблагоприятных условиях и фактически не обладают каким-либо политическим влиянием. Кроме того, туберкулез способствует отчуждению. Больные туберкулезом обычно не создают ассоциаций или групп поддержки для лоббирования своих интересов (улучшение обслуживания и увеличение ресурсов). Наконец, борьба с туберкулезом продолжительна и требует непрерывной поддержки.
Около 2 млрд человек, живущих на земле, инфицированы микобактериями туберкулеза, и активный туберкулезный процесс разовьется у100 млн из них на каком-то этапе их жизни. Таким образом, эффективная противотуберкулезная служба будет необходимой еще на протяжении не менее 40—50 лет. Но и этот срок может стать реальным только при условиях, что будет полностью прекращено дальнейшее распространение туберкулезной инфекции, будет изобретена высокоэффективная противотуберкулезная вакцина, способная защитить не-инфицированных, и применение подобной вакцины будет широким.
Помимо этого эпидемия ВИЧ-инфекции катастрофически увеличивает количество больных туберкулезом, главным образом в странах с ограниченными ресурсами. Службы здравоохранения во многих развивающихся странах реформируются и поднимают новые проблемы в борьбе с туберкулезом. Реформы сектора здравоохранения потенциально могли бы повысить эффективность и увеличить привлечение общественности, однако на практике это часто превращается во взимание платы с пациентов, в свертывание служб и приводит к ограничению способности эффективного функционирования программ борьбы с определенными заболеваниями, прежде всего противотуберкулезной программы .
Несмотря на все указанные проблемы, программа борьбы с туберкулезом имеет и ряд преимуществ. Во-первых, туберкулез является вполне излечимым заболеванием, а борьба с туберкулезом — это победоносное сражение в отличие от многих других медицинских и социальных проблем. Во-вторых, противотуберкулезные службы четко подотчетны и поэтому зависят от многих руководителей, принимающих решения. Программа борьбы с туберкулезом может проследить точное количество обследованных, диагностированных пациентов, число лечившихся и излеченных, а также четко обосновать, сколько человеческих жизней было спасено благодаря деятельности программы борьбы с туберкулезом. Эта информация сообщается руководителям, финансирующим и поддерживающим программу. В-третьих, контроль туберкулезной инфекции обеспечивает экономический эффект (см. главу 56 «Является ли стратегия DOTS экономически эффективной?»). В-четвертых, многие люди, проживающие в странах со значительной распространенностью туберкулеза и воспринимающие это заболевание как важную причину инвалидизации и смерти, совершенно справедливо рассматривают эффективно работающие противотуберкулезные службы как решающий показатель хорошего управления. В-пятых, стратегия DOTS может быть успешно применена почти в любых обстоятельствах, так как для ее внедрения требуются сравнительно простые действия. Наконец, возможно, самое важное состоит в том, что стратегия DOTS основана на серьезных научно обоснованных данных, в том числе поддерживающих диагностическую стратегию, которые суммированы в первом разделе данной книги, посвященном выявлению больных. Рандомизированные и контролируемые клинические исследования по проблемам химиотерапии туберкулеза описаны во втором разделе книги. Они подтвердили эффективность краткосрочных курсов химиотерапии. Последний раздел посвящен описанию системы учета (регистрации) и отчетности, позволяющей быстро идентифицировать проблемы как при индивидуальном, так и при обобщенном анализе (см. главу 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?»).
Содействие службам борьбы с туберкулезом
Программа борьбы с туберкулезом наилучшим образом содействует эффективной работе противотуберкулезной службы на национальном уровне, если она адекватно обеспечена персоналом и пользуется постоянной поддержкой. Общая стратегия программы должна содействовать разработке разумной политики действий и прилагать максимум усилий в привлечении и в убеждении руководителей, принимающих решения, к осуществлению подобной политики. Очень важно, чтобы в работу по внедрению эффективного контроля туберкулеза включались отдельные лица, группы и целые сообщества помимо правительственных организаций. Большинству программ необходим управляющий орган, чтобы нанимать сотрудников, приобретать материалы и оборудование и заключать контракты с различными службами. Все эти функции можно успешно выполнять только при всесторонней политической и административной поддержке в пределах всей страны или территории.
Поддержка служб борьбы с туберкулезом
Борьба с туберкулезом — это длительное сражение. Начальный успех, достигнутый в этом сражении, привел к самоуспокоенности во многих странах, следствием чего стало возобновление роста заболеваемости туберкулезом, возникновение и распространение лекарственной устойчивости возбудителя [2, 3]. Термин «и-образная кривая заинтересованности» используется для обозначения своеобразного феномена. Он заключается в том, что после падения заинтересованности, ослабевает деятельность по поддержке программы борьбы с туберкулезом. В результате страдает выполнение программы, ухудшается ситуация по туберкулезу и происходит увеличение бремени этого заболевания для общества . Наиболее важным элементом стратегии для сохранения роли противотуберкулезных служб в аспекте данной проблемы является убеждение в высокой эффективности их работы. Эту эффективность и достижения в борьбе с туберкулезом необходимо систематически документировать и придавать гласности, широко оповещая тех, кто вкладывает средства. Эффективное внедрение подразумевает текущий анализ данных программы с целью их объективной оценки и постоянного совершенствования всей службы. Ключевой элемент стратегии заключается в определении тех, кто может оказать внешнюю поддержку в стране. Управление в общественном секторе чаще определяется существующими проблемами, а не поставленными задачами . Чтобы ограничить влияние этой нежелательной тенденции, программы должны изыскивать поддержку со стороны отдельных лиц, организаций и неправительственных групп. В отношении борьбы с туберкулезом эти изыскания должны быть ориентированы на лиц и группы, заинтересованных в эффективной работе противотуберкулезных служб и обеспечивающих их общедоступность в обществе. Отдельные лица и неправительственные организации могут играть решающую роль в продвижении и поддержке эффективной работы противотуберкулезных служб.
В конечном счете установление и поддержание высококачественных служб борьбы с туберкулезом отражает эффективность руководства в национальном масштабе и его деятельность.
Оставить отзыв
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.